Форум » Разное » Дрессировка декоративных собак (c видео-роликами) » Ответить

Дрессировка декоративных собак (c видео-роликами)

QWER: Дрессировка этой группы собак имеет свои особенности. Сравнительно крупных собак, таких как пудель, чау-чау, миттельшнауцер и др., нужно дрессировать на существующих дрессировочных площадках, мелких, как правило, дрессируют в квартире, возле дома, на даче, садовом участке и в поле. При дрессировке применяют в основном вкусопоощрительный метод, особенности и положительные стороны которого были изложены выше. Применение контрастного метода при дрессировке комнатно-декоративных собак не рекомендуется, поскольку характерные для него способы механического воздействия на собаку, такие как рывок поводком, удар хлыстом, воздействие электрическим током и т. п., приводят, как правило, к негативным последствиям: собака становится агрессивной или боязливой, и обучение не доставляет ей больше никакого удовольствия. Лучше всего, если занятия с собакой будет проводить владелец, причем в форме игры, с обязательным поощрением хорошо выполненного собакой приема. При дрессировке не рекомендуется применять окрики и наказания. В то же время нельзя поощрять собаку лакомством, если она этого не заслужила. Дрессировщик не должен переоценивать возможности своей собаки, наивно полагая, что она прекрасно понимает человеческую речь, поэтому ей достаточно один раз объяснить, чего от нее хотят. К сожалению, это не так, поэтому не спешите упрекать ее в лености и нерадивости. Лучше попытайтесь критически осмыслить свои действия и поведение. Декоративные собаки весьма разнообразны по своему характеру (правда, то же самое можно сказать и о служебных и охотничьих). Каждой собаке необходима своя система обучения, разработанная с учетом ее индивидуальности. Так, одни собаки ласковы и послушны, а другие упрямы и строптивы, и обращаться с ними при отработке навыков нужно по-разному. Щенков декоративных собак дрессируют так же, как щенков всех остальных пород. Поэтому здесь мы остановимся подробнее на отработке только игровых навыков. Дрессировка не должна быть слишком продолжительной. Со временем собака устает и ее интерес к работе снижается. Каждый прием и упражнение нужно повторять не более трех раз подряд. Выдержка собак в том или ином положении должна быть от одной до шестидесяти секунд. Часто владельцы собак задают вопрос: стоит ли отдавать декоративную собаку частному лицу-дрессировщику для выработки тех или иных навыков? Практика показывает, что лучше этого не делать. Дрессировать основным навыкам послушания лучше всего владельцу или члену его семьи. Если владельцу это дело наскучило или он не может по тем или иным причинам продолжать занятия, пусть этим займется один из членов его семьи, но сам владелец в дальнейшем в дрессировке никакого участия принимать не должен. Собака должна признавать только одного дрессировщика. Основные требованию к владельцу-дрессировщику: 1. Хорошо знать характер своего воспитанника. 2. Воля и настойчивость воспитателя должны быть непоколебимы, а терпение безгранично. 3. Ни в коем случае не допускать проявления злобы и недовольства. Приучение собаки к знанию членов семьи При обучении этому навыку применяют команду "Иди к Мише!" (естественно, что вместо имени Миша можно называть имя любого другого члена семьи). Услышав команду, названный по имени член семьи берет со стола приготовленные кусочки лакомства так, чтобы это видела собака, и отходит от дрессировщика в другой конец комнаты. Дрессировщик, подавая команду "Иди к Мише!", подводит собаку к названному члену семьи. Миша дает собаке лакомство, дрессировщик также одобряет ее действия возгласом "Хорошо!" и поглаживанием. Это упражнение повторяют несколько раз, пока собака не начнет сама после команды подходить к тому лицу, которое было названо по имени. Затем упражнение усложняют. Названный по имени член семьи должен находиться в другой комнате, дверь в которую открыта. Все члены семьи в этот период должны заниматься своим обычным делом, не обращая внимания на собаку и не отвлекая ее внимание. Услышав команду "Иди к Мише!", собака подходит к названному лицу и получает от него лакомство. Все другие члены семьи делают равнодушный вид и, если собака подходит к ним, лакомство не дают. Увидев, что собака подошла не к названному лицу, дрессировщик останавливает ее повторной командой "Иди к Мише!", но в более строгой интонации голоса. Такими приемами собака последовательно должна быть отдрессирована на каждого члена семьи. Когда собака научится отличать по имени одного члена семьи от другого, навык усложняют - учат ее приглашать к дрессировщику члена семьи. Для этого команду "Иди к Мише!" заменяют на команду "Позови Мишу!" (Миша находится в другой комнате). Увидев, что собака пошла к названному им лицу, дрессировщик идет вслед за ней и, если собака не ошиблась в своем выборе, подает ей команду "Голос!". За выполнение этой команды собака получает лакомство как от названного лица, так и от дрессировщика. Усвоив навык, собака получает лакомство только от члена семьи, а дрессировщик поощряет собаку лакомством только тогда, когда все трое придут в ту комнату, откуда собака была послана. Приучение собаки давать лапу (команда "Дай лапу!") По команде "Сидеть!" собака должна сесть на указанное ей место. Затем ей несколько раз дают команду "Дай лапу!". При этом дрессировщик осторожно подталкивает одну из передних лап рукой. Осторожно, чтобы не причинить собаке боли, берут одну из ее ног выше запястья и слегка приподнимают вверх (примерно до уровня плеча). После небольшой выдержки, как только собака поймет, чего от нее хотят, дают лакомство и лапу опускают. После нескольких таких повторений у собаки образуется условный рефлекс, и по команде "Дай лапу!" она будет поднимать и протягивать одну из лап дрессировщику. Сначала просят дать одну и ту же лапу, затем, когда это будет твердо усвоено, усложняют навык, давая собаке команды "Не эту, дай другую!", "Дай правую лапу!" или "Дай левую лапу!". Если собака дает не ту лапу, которую просят, то лакомство она не получает. При правильном выполнении команды ее поощряют возгласом "Хорошо!" и дают лакомство. Приучение собаки ловить подброшенный кусок (команда "Лови!") Прежде чем приступить к отработке этого навыка, необходимо возбудить аппетит собаки каким-либо лакомством, например кусочком мяса, сыра, печенья и т. д. Бросать кусок лакомства вверх нужно так, чтобы собака могла легко поймать его на лету. Этот навык собака лучше всего усваивает в присутствии других собак, которые будут прыгать вместе с ней, пытаясь схватить лакомый кусок. Если собаке не удалось поймать лакомство с лета, ее не поощряют. Дрессировщик берет кусок лакомства с пола и вновь подбрасывает его. Когда собака научится правильно рассчитывать свои прыжки, высоту бросков увеличивают. При каждом броске следует давать команду "Лови!". После усвоения навыка "Лови!" лакомство заменяют мячом, диаметр которого должен быть больше диаметра раскрытой пасти собаки. Наиболее пригоден для этой цели шершавый теннисный мяч, который нелегко разгрызть или проглотить. Ударяя мяч о пол, дрессировщик посылает его вверх и дает собаке команду "Лови!". Успешные действия собаки также поощряют лакомством и поглаживанием. После усвоения собакой навыка с ловлей лакомства и мяча ее можно обучить еще одному игровому элементу. Собаку усаживают по команде "Сидеть!". Кладут ей на нос кусочек лакомства. По команде "Тише!" или "Не шевелись!" собака должна сохранять полную неподвижность, чтобы не уронить с носа лакомство. Чтобы облегчить усвоение навыка, можно первое время поддерживать голову собаки за нижнюю челюсть. Затем по команде "Раз, два, три!" подталкивают снизу морду собаки. При этом положенное на нос лакомство летит вверх, одновременно дают команду "Лови!". Приучение собаки сидеть на задних лапах (команда "Служи!") По этой команде собака должна сидеть на задних лапах, держа вертикально туловище и прижав к телу передние ноги. Лучше всего обучать собаку этому приему в одном из углов комнаты. Собаку сажают на задние лапы по команде "Сидеть!". Затем, дав команду "Служи!", дрессировщик приподнимает собаку за туловище, а не за передние конечности и прислоняет ее спиной к стенам так, чтобы собака имела опору. Повторно дав команду "Служи!", дрессировщик поддерживает собаку одной рукой под грудь, держа лакомство другой рукой. Если собака не может удержаться в таком положении, ее поддерживают за передние лапы, одновременно повторяя команду "Служи!" в строгой интонации. Если собаке удается хотя бы две-три секунды удержаться в требуемом положении, ее поощряют возгласом "Хорошо!", поглаживанием и лакомством. Когда собака научится держаться прямо, сидя на задних лапах в углу комнаты, приступают к отработке этого навыка в таком месте, где нет дополнительной опоры. В дальнейшем удлиняют время выдержки, и дрессировщик прекращает помогать собаке удерживаться в требуемом положении, т. е. не поддерживает ее. Следует отметить, что мелким собакам значительно легче овладеть этим навыком, чем крупным, которым гораздо труднее удерживать равновесие в вертикальном положении. Приучение собаки стоять и ходить на задних лапах После того как собака хорошо усвоила команду "Служи!", можно научить ее передвигаться прыжками, стоя на задних конечностях и не выпрямляя их в скакательном суставе. Собаке дают команду "Служи!", после чего осторожно поднимают ее за грудь так, чтобы в результате она стояла на вытянутых задних ногах. Сосредоточив все внимание собаки на поднятом над ее головой лакомстве со словами "Возьми!", "Возьми!", манят ее к себе; таким образом заставляют собаку передвигаться небольшими прыжками, стоя на задних лапах. За каждый прыжок собаку поощряют лакомством и возгласом "Хорошо!". Сначала эти упражнения не должны быть продолжительными, чтобы не утомлять собаку. В момент прыжков собаку поддерживают левой рукой за туловище, чтобы помочь ей сохранить равновесие. Чтобы обучить собаку стоя подпрыгивать на одном месте, поднимают и опускают руку с лакомством. Собака тянется за дразнящим ее лакомством и подпрыгивает. Вращая рукой с лакомством из стороны в сторону, можно заставить собаку, стоящую на задних лапах, вертеться на одном месте - вальсировать. Перекладывая лакомство из руки в руку, можно научить собаку прыгать вокруг него и описывать "восьмерку". Приучение собаки закрывать дверь (команда "Закрой дверь!") Не рекомендуется приучать собак открывать двери. Привыкнув это делать самостоятельно, они будут проникать во все помещения квартиры, что весьма нежелательно. Гораздо полезнее обучить их закрывать дверь. Этот навык может пригодиться в том случае, если кто-то пришел и забыл закрыть за собой дверь или вы заняты и вам не хочется вставать со своего места. В начале обучения навыку дверь оставляют немного приоткрытой. Взяв в руку лакомство, подходят к двери и подзывают собаку. Поднимают лакомство с таким расчетом, чтобы собака, подпрыгнув, толкнула передними лапами дверь и затворила ее тяжестью своего тела, давая при этом команду "Закрой дверь!". Если это удалось и дверь захлопнулась, поощряют собаку возгласом "Хорошо!" и дают ей лакомство. В случае, если толчок был слишком слаб и дверь не закрылась, повторяют прием, приподнимают лакомство повыше и подбадривают собаку командой "Закрой дверь!". При неоднократном повторении этого упражнения собака будет прыгать на дверь и затворять ее по команде "Закрой дверь!", получая в качестве поощрения лишь одобрительный возглас "Хорошо!". Приучение собаки просить лакомство (команда "Проси!") Комнатных собак учат этому приему, показывая им лакомство, зажатое в поднятой руке дрессировщика (аналогичным образом учат служебных собак подаче голоса). Дрессировщик, подняв правую руку над головой собаки, подает ей команду "Проси!". Собака, увидев лакомство, начинает волноваться, вертеться, прыгать. Как только она подаст голос (залает или запищит), дрессировщик без малейшего промедления дает ей лакомство. Когда собака хорошо освоит этот прием, его усложняют. После подачи голоса собаке дают команду "Служи!" и, как только она сядет на задние лапы, дают лакомство и поощряют восклицанием "Хорошо!". Приучение собаки кланяться по команде (команда "Кланяйся!") Для выполнения этой команды собаку следует приучить ложиться на вытянутые вперед передние ноги, при этом задние ноги должны быть немного выпрямлены и слегка отставлены назад, а голова наклонена к передним ногам. Перед лежащей в таком положении собакой кладут лакомство (на расстоянии 25 - 35 см от нее). При попытке собаки броситься к пище дрессировщик удерживает ее на месте командой "Кланяйся!", "Кланяйся!", продержав собаку 5 - 10 секунд в таком положении, он допускает ее к лакомству. Это упражнение повторяют в течение 4 - 5 дней. Затем дрессировщик кладет лакомство на пол и, не принуждая собаку занять ранее требуемое положение, командует собаке "Кланяйся!", а сам отходит немного в сторону. Если собака не выполнила команду, он принуждает ее принять требуемую позу. Если же собака выполнила его команду, он разрешает ей взять лакомство и поощряет ее возгласом "Хорошо!". С темпераментными, любящими поесть или изнеженными собаками занятия по усвоению этого навыка лучше всего проводить до кормления в утренние или вечерние часы. Выполнение этого приема производит очень хорошее впечатление, если он завершается выдержкой в положении поклона до 30 секунд. Приучение собаки к чтению книги (команда "Читай!") Для обучения этому приему берут старую ненужную книгу или альбом по возможности большого формата, лучше с картонными листами. Между листами закладывают кусочки лакомства (сыр, колбасу, печенье и т. п.). Дрессировщик кладет книгу на пол, подзывает к себе собаку, приподнимает немного первый лист книги, показывает положенное в книгу лакомство и дает команду "Читай!". Почуяв лакомство, собака подсунет под лист морду и возьмет его, а дрессировщик должен поощрить ее возгласом "Хорошо!". Аналогичным образом поступают со следующими листами книги и лакомством. После нескольких таких упражнений собака будет самостоятельно подсовывать морду под листы книги и переворачивать их. В дальнейшем лакомство кладут не на каждую страницу, а с пропуском двух или более страниц. Приучение собаки играть в прятки (команда "Ищи!") Для обучения этому навыку собаку необходимо посадить или положить около дрессировщика. Один из присутствующих членов семьи, оглядываясь на собаку и крадучись, чем привлекает ее внимание, уходит в другую комнату, где прячется и по возможности маскируется. До этого момента дрессировщик удерживает ее на месте, тихим голосом подавая команду "Сидеть тихо!". Когда помощник спрячется в соседней комнате, дрессировщик подает собаке команду "Ищи его!" и вместе с ней начинает искать ушедшего члена семьи. Собака и дрессировщик в момент поиска должны двигаться медленно, временами останавливаясь как бы прислушиваясь. При входе в соседнюю комнату дрессировщик, повторяя команду "Ищи!", дает собаке возможность вести свободный поиск. При обнаружении спрятавшегося члена семьи собака, естественно, проявляет эмоции, начинает вилять хвостом, подпрыгивать. В этот момент дрессировщик дает собаке команду "Голос!", а спрятавшийся член семьи на короткое время показывается собаке, после чего дрессировщик и собака убегают в другую комнату. При этом собаку поощряют лакомством и возгласом "Хорошо!". В другой комнате дрессировщик укладывает собаку на какое-нибудь место и дает ей команду "Лежать тихо!". Сам же отходит от нее и садится на стул. После этого в комнате появляется ранее прятавшийся член семьи. Он входит тихо и осторожно, оглядываясь и прислушиваясь, начинает искать собаку, нарочно проходя мимо нее и подзывая ее по кличке. Если собака, почуяв вошедшего и услышав его шаги, откликнется и вскачет со своего места, дрессировщик должен окликнуть ее и дать команду "Место!", "Лежать!". Член семьи, прятавшийся от собаки на первом этапе отработки навыка, обнаружив спрятавшуюся собаку после первого обхода комнаты, окликает ее и, остановившись рядом, награждает ее лакомством и оглаживает. Дрессировщик, в свою очередь, также поощряет собаку. Розыск потерянной или спрятанной вещи (команды "Нюхай!", "Ищи!" и "Дай!") Этот навык аналогичен навыку выборки вещей человека по его запаху при обучении розыскных собак. Берут одну из вещей дрессировщика (перчатку, носок или тапок), несколько раз дают дрессировщику обтереть руками, дают собаке понюхать и прячут в соседней комнате. Затем, показав собаке жестом в сторону комнаты, где спрятана вещь, дрессировщик дает собаке команду "Ищи!". При обнаружении собакой вещи он поощряет ее возгласом Хорошо! и сразу же дает команду "Апорт!", а при подноске собакой найденной вещи берет ее в руки, одновременно подавая команду "Дай!". Отдав найденную вещь, собака поощряется лакомством, поглаживанием и возгласом "Хорошо!". Затем этот прием усложняют: вещь прячут в другой комнате и в более укромном, но доступном для собаки месте. После освоения этих приемов переходят к розыску вещей других членов семьи. Но при посыле собаки на розыск вещи добавляют ее название, заранее зная, что она лежит в доступном для собаки месте. Лучше всего проводить отработку этого навыка в поле, на садовом участке, лесной или полевой тропинке, где обычно прогуливаются с собакой. Розыск потерянной вещи начинают со случайно оброненной вещи, которую дрессировщик незаметно для собаки бросает в сторону от тропинки. Отойдя метров на 20, он останавливается, поворачивается назад и, показывая рукой в сторону оброненной вещи, дает собаке команду "Ищи перчатку!" или "Ищи!". При нахождении вещи и подноске ее к дрессировщику собака поощряется лакомством, поглаживанием и возгласом "Хорошо!". Приучение собаки проходить вокруг ног дрессировщика (команда "Восьмерка!") Поставив правую ногу на один шаг вперед, дрессировщик держит собаку у левой ноги. В правой руке дрессировщика находится любимое лакомство собаки. Поднеся лакомство к носу собаки, дрессировщик дает ей команду "Восьмерка!" и побуждает двигаться вслед за рукой, в которой находится лакомство, обводя ее вокруг правой ноги, затем перекладывает лакомство в левую руку и обводит собаку вокруг левой ноги. При правильном выполнении собакой этого приема дрессировщик отдает ей лакомство. После неоднократных упражнений собака выполняет обход восьмеркой без всякой команды. Приучение собаки ползать (команда "Ползи!") Дрессировщик укладывает собаку и ложится рядом с ней на правый бок, держа ее на коротком поводке. Левой рукой он удерживает собаку в этом положении, слегка нажимая ей на холку и не давая ей встать. Затем берет в правую руку лакомство, дает собаке понюхать его и одновременно с подачей команды "Ползи!" протягивает руку с лакомством вперед до уровня передних лап животного. Обычно собака пытается встать, но механическое воздействие на холку не позволяет ей это сделать, и она вынуждена двигаться к лакомству лежа. При этом дрессировщик повторяет команду "Ползи!" и поощряет продвижение собаки возгласом "Хорошо!". Когда собака начнет ползти, ей позволяют съесть лакомство. Иногда вместо лакомства можно использовать предметы, к которым собака проявляет повышенный интерес, например любимую игрушку. Ползание быстро утомляет собаку, поэтому на первых порах проползаемое ею расстояние не должно превышать одного - двух метров. Когда собака научится ползать рядом с дрессировщиком, приступают к отработке следующего этапа. Собаку укладывают командой "Лежать!" и помещают лакомство (или ее любимую игрушку) в двух-трех метрах от нее. Затем дрессировщик подходит к собаке и подает ей команду "Ползи", левой рукой он придерживает ее за холку, предупреждая вставание, и слегка подталкивает ее вперед. Как только собака достигнет места, где было оставлено лакомство, его поднимают и дают собаке. Некоторые собаки отказываются ползти, ложатся на спину. В этом случае дрессировщик укладывает собаку между стопами своих ног, тем самым не позволяя ей переворачиваться, и, взяв собаку за ошейник, принуждает ее к продвижению, подавая команду "Ползи!". Иногда и это не помогает, тогда сколачивают из деревянных планок ящик по величине собаки и производят ее продвижение через него. Приучение собаки к прыжкам через палку или обруч (команды "Барьер!", "Вперед!") Во время прогулки со щенком или молодой собакой дрессировщик должен приучать их преодолевать прыжком встречающиеся на пути небольшие препятствия, например канавку, поваленное дерево и т.п. При этом нужно учитывать, что на первых этапах обучения высота препятствия не должна превышать высоту собаки в холке. Следование этому правилу позволит предохранить собаку от возможных при высоком прыжке травм конечностей. Приучать собаку к прыжку можно начинать с прыжка через палку или обруч. Прыжок через палку. Подбирают гладкую и круглую палку и, держа ее перед собакой на высоте ее роста в холке, произносят команду "Барьер!". Как только собака поймет, что от нее требуют, она перепрыгнет через палку. Ее сразу же поощряют возгласом "Хорошо!" и дают лакомство. Прыжок через обруч. Диаметр обруча должен немного превышать рост собаки в холке. Сначала знакомят собаку с обручем, показывают ей его, дают понюхать. Как только она привыкнет к обручу, поднимают его на высоту собаки в холке, держа на расстоянии 40-50 см от нее. Держа обруч перед собакой в вертикальном положении, дают ей команду "Барьер!" или "Вперед!". Как только собака сделает прыжок через обруч, дрессировщик поощряет собаку возгласом "Хорошо!" и дает ей лакомство. После усвоения прыжков через открытый обруч упражнение усложняют, например прикрепляют к нему тонкую бумагу с отверстием посредине, и производят прыжки через затянутый бумагой обруч.

Ответов - 9

Дима:

Дима:

Дима: "КОНТАКТ ГЛАЗАМИ" ЗА ПЯТЬ СЕКУНД, ИЛИ ИГРА В ГЛЯДЕЛКИ "Контакт глазами", "визуальный контакт", "фокус", "концентрация" - это разные названия одного и того же навыка, который используется в очень многих профессиональных методиках дрессировки собак и даже является базой, на которой строятся упражнения по послушанию в различных видах кинологического спорта, таких как IPO, Obedience. В обиходе российские дрессировщики называют упражнение по выработке этого навыка "гляделками". В этой статье очень хорошо рассказано, как организовать обучение "гляделкам" правильно, чтобы не только научить собаку внимательному ожидающему взгляду, но и сделать так, чтобы собака становилась "активно" внимательной, если далее предстоит работа. /Редакция журнала "Дрессировка и спорт"/ Как вам такая идея, впечатляет? Пять секунд! Не минут, и не дней или недель. Сейчас мы говорим не о "соревновательном", безукоризненном контакте глазами, а о таком, при котором мы можем получить от собаки ясную реакцию: "Я тебя понимаю", которая следует сразу за реакцией: "Это? То, что ты хочешь?". Мы не устаем улыбаться, когда мы видим, что собака достигает этой стадии понимания. Это очень простое, однако элегантное упражнение, описанное ниже, автор использует на всех тренингах - для щенков, по общему послушанию и соревновательных - для того, чтобы положить началу чудесному обоюдному процессу коммуникации, который дает контакт глазами паре человек-собака. Это упражнение может быть полезно в большей степени проводнику, нежели собаке, потому что учит его более эффективно работать с моментом поощрения и наказания, используя при этом метод обучения, который позволяет поддерживать высокую мотивацию собаки во время выполнения упражнения. Восемьдесят процентов собак и проводников достигают успеха немедленно. На наших занятиях бывает обычно только одна или две собаки, у которых возникают проблемы по причинам, которые я поясню ниже. Самая потрясающая часть упражнения для инструктора - видеть реакцию хозяйки, собака которой начинает осознавать, чего от нее хотят. ФРОНТАЛЬНАЯ ПОСАДКА Чтобы начать работу над контактом глазами со щенком или взрослой собакой, мы сначала учим их с помощью лакомства сидеть перед владельцем. Для того, чтобы правильно использовать лакомство и привести собаку в фронтальную позицию, рука с лакомством держится выше головы собаки, но при этом плотно прижимается с телу проводника, в таком положении, как будто он застегивает молнию на брюках. Если держать лакомство над головой собаки, то это приведет к тому, что собака отодвинется от проводника. А нам нужна близкая, фиксированная посадка. Понятно, что животное должно быть хорошо мотивированным на еду. Если собака не заинтересована в корме, то достаточно трудно заставить ее сидеть, не говоря уже о контакте глазами. Собаки, которые заинтересованы в лакомстве, будут активно работать за него, и не только потому, что хотят его съесть. Большинство собак, не заинтересованных в лакомстве, не интересуются им потому, что их перекармливают или вовсе неправильно кормят, но есть и такие собаки, у которых от природы отсутствует нормальный, активный аппетит. Проводник также может столкнуться с проблемами, если его собака нервная, пугливая или слишком робкая. Для большинства таких собак успех приходит как только они становятся более уверенными во фронтальной позиции. Если у собаки есть высокий интерес к объекту-добыче, то можно использовать мячики или игрушки для того, чтобы ими мотивировать любое вызванное поведение. Поскольку уровень драйва при использовании игрушки может быть больше, чем при использовании лакомства, многие проводники бывают просто ошарашены слишком буйной реакцией собаки на игрушку. Вот почему мы рекомендуем начинать работать именно с лакомством. ОБУСЛОВЛЕННЫЙ КОНТАКТ ГЛАЗАМИ Как только собака начинает стабильно сидеть в положении перед проводником, мы начинаем обучать ее обусловленному, не вызванного визуальными сигналами, контакту глазами. Собака с помощью лакомства переводится в положение сидя перед проводником, как это описано выше. После этого проводник прячет руку за спину. И ничего не говорит, абсолютно ничего!!! Когда собака поднимет глаза и встретится с проводником взглядом, ее тут же хвалят и дают лакомство. ОШИБКИ СОБАКИ Что может произойти перед тем, как собака начнет искать ваш взгляд? Поскольку лакомство исчезло, первая вещь, которую может сделать собака - это попытаться его найти. Обычно собаки лишь мельком пытаются взглянуть за спину проводника с обоих сторон перед тем, как поднять глаза (то, что руки держатся за спиной, а не по бокам, позволяет привести ситуацию к виду "черное-белое" как для собаки, так и для проводника). Через несколько секунд собака требовательно посмотрит в глаза проводника, как бы говоря: "Ну, где оно?". Как инструкторы, мы всегда ощущаем некоторый трепет, также как и проводник, который начинает чувствовать обратную связь со своей собакой. Иногда собака может встать, чтобы найти лакомство или начать делать что-то другое. В этом случае проводник должен снова достать руку с лакомством и с помощью него снова посадить собаку перед собой. Чтобы работу можно было продолжать, собака должна быть заинтересована в лакомстве. Некоторые собаки, особенно те, кто начинают занятие, но постоянно направляются лакомством, начинают избегать действия, оглядываясь вокруг или опуская голову вниз. Проводник в этом случае должен просто переждать, ничего не говоря. Даже такие собаки в конце концов бросают взгляд на проводника, ища его глаза. Похвала и награда в этом случае должны последовать незамедлительно. Собаки быстро усваивают, что фронтальная позиция, когда руки проводника опущены вниз означает, что "игра" начинается, то есть чем скорее ты встретишься с хозяином взглядом, тем скорее он даст лакомство. Для спортивных собак, которые готовятся для соревнований, одна из целей обучения обусловленному контакту глазами заключается в том, чтобы перенаправить драйв от мячика или лакомства на занятие фронтальной позиции. Мы поясним эту концепцию ниже. Для собак фиксированная позиция перед проводником - это более чем половина навыка подхода по команде. Хороший подход базируется как на том, чтобы сделать его для собаки приятным, так и на понимании ею фронтальной позиции. ОШИБКИ ПРОВОДНИКА Какие же ошибки совершают проводники? Чаще всего они бывают нетерпеливы и пытаются действовать за собаку, производя шум, зовя собаку по кличке, наклоняясь к ней и пытаясь поймать ее взгляд, трогая собаку и т. п. Спокойствие - ключевое слово. Чтобы мотивационная дрессировка работала наилучшим образом, необходимо, чтобы собака сама набрела на правила обучения. Проводник не может учиться за свою собаку, он всего лишь выстраивает ситуацию таким образом, чтобы собака начала учиться. Вторая ошибка, которую может сделать проводник, состоит в том, что он видит, что контакт глазами есть, но не реагирует достаточно быстро, чтобы вовремя это вознаградить; похвала заканчивается, когда контакта уже нет. Для инструктора не всегда является возможным увидеть, когда собака только встречается глазами с проводником, обычно видно только, что выражение лица проводника изменилось. Когда мы видим это, мы спрашиваем, был ли контакт глазами. Если ответ утвердительный, мы можем тогда указать, что собака не получила никакой обратной связи в нужный момент. Для проводника требуется несколько повторений, чтобы начать реагировать соответственным образом. Собаки обычно терпеливы, потому что там находится лакомство, которое их удерживает. СПОРТИВНЫЕ ГРУППЫ Если собака должна быть подготовлена для соревнований, мы начинаем систематически корректировать и проверять навык. Перед этим собака должна быть способна быстро установить контакт глазами как во фронтальной позиции, так и в положении рядом с проводником, хотя бы в течение нескольких секунд. Лакомство или игрушку можно давать случайным образом после того, как собаку хвалят или отпускают. Большинство проводников автоматически обнаруживает ключ к исправлению невнимания и, таким образом, к увеличению продолжительности контакта глазами: если собака теряет контакт или даже перемещает взгляд в сторону, где снова должно появиться лакомство - они ждут. Когда собака снова возвращает взгляд, поведение возврата взгляда закрепляется, так как собака сама исправила его и таким образом обнаружила важное правило: нет работы - нет награды. Когда собака уже достаточно подготовлена, мы можем начать фазу проверки, где преднамеренно устраиваются различные отвлечения, чтобы сделать правильное выполнение собакой навыка более сложным. Как только собака научится игнорировать посторонние раздражители, нужное поведение будет хорошо закреплено. Например, проводник принимает основное рабочее положение с собакой перед ним. При этом руки могут находиться в естественном положении по бокам; лакомство или мяч зажаты в руке. Резко дерните плечом. Собака взглянет на плечо или на руку. Если рука остается там, где была, собака должна немедленно возобновить контакт глазами. Снова дернитесь... и снова, пока собака не перестанет поддаваться на отвлечение. Похвала и награда следуют как обычно. Постепенно можно переходить от дерганий плечом к сбросу игрушки или лакомства из поднятой руки. Когда вы бросаете пакомство, можно использовать поводок, чтобы не дать собаке достать лакомство преждевременно. Также можно использовать переключение собаки на мяч, который в качестве коррекции убирается от пасти, чтобы начать упражнение снова. В качестве поощрения собака отпускается к мячу или лакомству, одновременно с командой "возьми". После этого этапа уже можно двигаться к началу обучения контакту глазами и вниманию во время движения рядом и перемещений. Тем проводникам, кто для направления или мотивирования нужного поведения использует поводок, чтобы исправить невнимательность собаки, следует повторять фазы проверки и коррекции с помощью рывка поводком. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Когда вы обучаете контакту глазами мотивационным методом, не должно быть никаких команд или касаний собаки, только простая схема: есть вознаграждение - нет вознаграждения. Поскольку основные рабочие позиции, "рядом" и фронтальная, автоматически подразумевают внимание собаки, пока не будет дано другой команды, мы предпочитаем в течение этой фазы не использовать команду на привлечение внимания. Позже, если в этом будет необходимость, может быть введена специальная команда, означающая включение внимания. Кроме того, начинающие проводники имеют тенденцию неправильно использовать команды включения внимания, полагаясь в обучении собаки на произнесенные слова, а не на действия. Описанный метод обучения контакту глазами развивает в проводнике навык своевременной реакции на действия собаки, терпение и способность "видеть". Все это дает проводнику умение предугадывать поведение собаки и таким образом эффективно реагировать на него. Мотивационный тренинг убирает акцент с контроля над животным со стороны хозяина и делает больший акцент на надежность собаки по отношению к поставленной задаче. Для некоторых проводников такой вид двустороннего общения создает самый приятный вид партнерства. Собака учится решать проблемы, она меньше полагается на проводника, надеясь получить помощь от него, и таким образом обучается быстрее, за счет того, что находит свое собственное решение. Многие собаки будут чувствовать меньшее давление, если их проводники позволят им активно искать правильное решение самостоятельно. Собака будет работать с большей отдачей, потому что она усвоила правила работы: чем скорее ею будет предложено правильное поведение, тем скорее будет вознаграждение. Навыки могут корректироваться и проверяться с наименьшим стрессом для собаки, поскольку драйв или мотивация к объекту-вознаграждению остаются высокими. Собака может быть скорректирована, но тем не менее в ожидании вознаграждения продолжать активно работать и искать правильное решение. Для мягких или неохотно работающих собак такой способ обучения является важным и необходимым. "Предельная готовность" в вырабатываемом поведении может быть достигнута уже во время начального этапа процесса обучения (что исходит из генетики собаки) за счет ожидания поощрения. Через некоторое время потребность следить за рукой с лакомством и передвижки в стороны должны исчезнуть, так как собака научится направлять свое желание получить вознаграждение в ровную посадку перед проводником или рядом с ним, в сочетании с контактом глазами. Собака направляет всю энергию, созданную желанием награды, в поведение, которое хочет видеть проводник. Навыки обучения, которые усваивают проводник и собака, а также очень нужное на практике поведение внимания сослужат хорошую службу как отношениям в тандеме человек-собака, так и прогрессу в тренировках по послушанию. Будет ли в дальнейшем проводник придерживаться методов бесконтактной дрессировки, мотивационного обучения или сочетать их с коррекцией поводком, принудительной дрессировкой - это уже зависит от его персональных предпочтений. Но коммуникация уже началась. перевод Н. Вознесенской По материалам журнала "Дрессировка и спорт" № 7 зима 2003-2004 12. 04. 2005 Аугусту Фэрли


Дима: Веревочка Речь пойдет о веревочке… Великое дело - веревочка! Какие самые проблемные команды - "ко мне",и "рядом" без поводка. Ведь собаки очень четко отслеживают, когда команды выполняются с поводком, а когда поводок отсутствует. Вот и получается - на поводке - идеальная собака, а стоит отстегнуть карабин - и пошла плясать губерния! Как с этим справится? Вот тогда на помощь приходит веревочка, а точнее нейлоновый шнур. скользкий и легкий… На первый взгляд кажется - какая разница? Что поводок, что веревка…. Но это не так. Почему? Первое - на тросике нет карабина. А щелчок отстегиваемого карабина - первый сигнал собаке, что можно бежать! Второе - ничего не болтается, не звенит. Третье - тросик легкий, собака не чувствует веса, и по крайней мере первое время, не ощущает этой контрольки. Вот и начинайте отрабатывать команды "Ко мне" и "рядом" без поводка с тросиком и поводком одновременно. -------------------------------------------------------------------------------- Сначала о команде "Ко мне". Делаем так. Приобретаем хороший широкий кожанный ошейник со сварным кольцом. Покупаем поводок, 2 м, брезентовый или из капроновой стропы. Покупаем тросик, тонкий, прочный и легкий, длинной 15 метров. Привязываем к кольцу ошейника тросик и одновременно пристегиваем поводок. Тросик бросаем на землю, пускай он свободно волочится за собакой. Итак, поводок пристегнут, мы движемся по команде "рядом", тросик позади. Подходим к месту прогулки. Сажаем собаку. И демонстративно, с громким щелчком, отстегиваем карабин! И оно ломанулось! Внимательно следим за расстоянием. Когда собака отбежит от вас на 5 метров, подаем команду "ко мне". Спокойным и четким голосом. Соответственно, ноль эмоций. Животное продолжает набирать скорость. Не нужно повторять команду. Поверьте,он прекрасно все слышал, но выполнять это не собирается. Дальше. Просто наступите на тросик. По инерции собаку откинет назад. И он не поймет, что произошло. Будет сильно растерян. И вот в этот момент, ласковым и спокойным голосом подзовите собаку, обязательно употребляя команду "ко мне". Когда подойдет - пощрите, и тут же отпустите гулять снова. Повторите. Скорее всего, после третьего повтора, собака подойдет к вам по первому требованию. -------------------------------------------------------------------------------- Теперь с командой "рядом". То же используем тросик. Так же привязываем к кольцу, и одновременно пристегиваем карабин. Начинаем движение по команде "Рядом" на поводке. Прошли один квадрат. И прямо в движении, не останавливаясь, с демонстративным щелчком отстегнули карабин! И оно побежало! Но веревка то осталась. И она под вашей ногой. Наступите. Это остановит собаку. Подзовите по команде "Ко мне", но не пристегивайте на поводок. Начинайте снова движение рядом, пользуясь тросиком, как поводком для рывков. Получилось, собака снова пошла рядом. Бросайте тросик на землю, пускай собака не ощущает натяжения контрольки. Если убегает - повторите. Обычно хватает 4 - 5 повторов. -------------------------------------------------------------------------------- Как в дальнейшем избавится от тросика? Ведь невозможно всю жизнь выгуливать собаку на веревке! Очень просто. Когда собака начнет беспрекословно выполнять "Ко мне" и "Рядом" с привязанным тросиком но без поводка, когда собака при звуке щелчка карабина перестанет бежать непонятно куда - отрежьте тросик так, чтобы остался кусочек, свисающий до пальцев собаки. Нужно, чтоб при движении, собака ощущала, что тросик здесь, и никуда не делся. Но на самом деле его уже почти нет. Занимаемся с этим кусочком еще немного. В течение полутора - двух месяцев регулярных занятий у собаки выполнение команды переходит в твердый навык, и контролька становится не нужна... -------------------------------------------------------------------------------- И то что касается веревочки - еще в 13 веке ее использовали европейские дрессеры, называлась она "патр - ностр", типа "отец родной", так кажется. Во какое приспособление! 800 лет ему - и работает!!!

Ярослава : Вот команда Читай заинтересовала, собака не хочет нос в книгу запихивать, что делать? Прибывали в открытом виде лакомство давать, натирали колбасой…без результатов. Уже неделю бьёмся, в субботу съёмки, и эта команда нужна, может посоветуете что нибудь?

Дима: Есть такой вариант: ловите муху( это в марте-то!) приклеиваете за одно крыло скотчем и накрываете легонько страницей. Муха там жужжит, а собака естественно должна этим заинтересоваться.

Ярослава : Дима, . Мы отснимались. Теперь будем ждать результатов

Дима: и как получилось по читать книгу?

Ярослава : Дима,не понравилось читать



полная версия страницы